Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

камю альбер

Энциклопедический словарь

Камю́ Альбер (Camus) (1913-1960), французский писатель и философ-экзистенциалист. Участник Движения Сопротивления. В повести «Посторонний» (1942; другое название «Чужой») тема абсурдности жизни раскрывается через поток сознания внутренне опустошённого героя. В романе-притче «Чума» (1947, с антифашистским, антитоталитаристским подтекстом), философские книги «Миф о Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951), пьесах («Калигула», 1944) - поиски мировоззренческих опор в лишённом Бога и какого-либо смысла мире, иллюзорность безграничной личной свободы, стоическое, «без надежды на успех», противостояние абсурдному бытию. Повести «Падение» (1956). Публицистика: «Злободневные заметки» (книги 1-3, 1950-1958). Нобелевская премия (1957). Погиб в автомобильной катастрофе.

* * *

КАМЮ Альбер - КАМЮ́ (Camus) Альбер (1913-1960), французский писатель и мыслитель-экзистенциалист (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ). Участник Движения Сопротивления (см. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ). В повести «Посторонний» (1942) тема «абсурдности» жизни, раскрываемая в потоке сознания внутренне опустошенного героя (повесть под названием «Незнакомец» была блестяще переведена на русский язык Г. В. Адамовичем (см. АДАМОВИЧ Георгий Викторович) ). В романе-притче «Чума» (1947; антифашистский, антитоталитаристский) высшее мужество человека - в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951), пьесах («Калигула», 1944) утверждается свобода нравственного выбора. Повесть «Падение» (1956). Публицистика: «Злободневные заметки» (книги 1-3, 1950-58). Нобелевская премия (1957). Погиб в автомобильной катастрофе.* * *

КАМЮ́ (Camus) Альбер (7 ноября 1913, Мондови, Алжир - 4 января 1960, близ Вильблевена, Франция), французский писатель, мыслитель-экзистенциалист; лауреат Нобелевской премии по литературе (1957).

Тревожная молодость

Отец Альбера был сельскохозяйственным рабочим, уроженцем Эльзаса. Обосновавшись во французской колонии Алжир, он женился на девушке испанского происхождения, которая родила ему двух сыновей. После его гибели в битве при Марне семья сильно бедствовала. Воспоминания о проведенном в нужде детстве отразились в первых книгах Камю - сборниках лирических очерков «Изнанка и лицо» (1937) и «Бракосочетания» (1939). В судьбе будущего писателя большую роль сыграла болезнь: до 1930, когда у него был обнаружен туберкулез, он вел активный образ жизни и был заядлым спортсменом. Поступив на философский факультет Алжирского университета (1933-1936), Камю начал сотрудничать в газетах левого направления, а в 1936 организовал передвижной «Театр дю Травай» («Театр Труда»), в котором выступал как актер и режиссер. В 1935-1937 Камю состоял во Французской коммунистической партии, откуда вышел в связи с несогласием с политикой Коминтерна (см. КОМИНТЕРН). Большое значение для формирования молодого литератора имел так называемый «средиземноморский миф» - программа возрождения естественного человека, «язычника» и «варвара», отвергающего мертвую цивилизацию «промозглой» Европы.

Герой и философ

В 1940 писатель переехал во Францию и в годы немецкой оккупации стал сотрудником подпольной газеты «Комба», которую после освобождения возглавил (до 1947). Именно в этой газете в 1943 появились знаменитые «Письма немецкому другу», проникнутые пафосом утверждения извечных нравственных ценностей - разума, истины, справедливости, чести. В 1950-е годы Камю стремился дистанцироваться от любых «партийных» пристрастий, что привело, в частности, к полемике и ссоре с одним из виднейших представителей французского экзистенциализма - Ж. П. Сартром (см. САРТР Жан Поль).

Абсурдистский этап

Камю выделял в своем творчестве три этапа, которые назвал «кругами». В первый из них - «Круг Абсурда» - он включил роман «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), пьесы «Недоразумение» (1944) и «Калигула» (1944). Философскую основу этих произведений составляет экзистенциалистское утверждение абсурдности бытия и непознаваемости мира. Первоначально Камю исповедовал концепцию «романтического экзистенциализма», которую выразил в формуле «абсурд царит, спасает любовь». Героем абсурда стал для Камю легендарный Сизиф, сознающий, что труд его бесцелен, но доблестно исполняющий свое предназначение. В романе «Посторонний» центральный персонаж пытается создать для себя некий оазис непосредственно-чувственного существования, где человек остается наедине с природой и своими инстинктами. Это приводит к бессмысленному убийству, суду и казни, которую преступник считает несправедливой: с его точки зрения, общество мстит ему скорее за то, что он не плакал на похоронах матери. В драматургии Камю отдавал предпочтение известным сюжетам, стремясь выявить «общечеловеческую» значимость каждого конкретного события. В основу «Недоразумения» положена фольклорная ситуация: родные не узнают и убивают человека, вернувшегося домой после долгого отсутствия. «Недоразумение в гостинице» служит в пьесе доказательством трагического одиночества людей: мать и дочь в течение многих лет грабят богатых постояльцев, подсыпая им снотворное, и очередной жертвой становится их сын и брат. Сюжет «Калигулы» заимствован из «Жизни двенадцати цезарей» Светония (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл), где изображен маньяк на троне, повредившийся в уме после смерти своей сестры-любовницы и погибший под кинжалами заговорщиков. Камю довольно близко следует за римским историком, но интерпретирует факты иначе. Калигула в пьесе - убийца по убеждению. Осознав неизбежность смерти, он проводит своеобразный «педагогический эксперимент»: его подданные должны понять абсурдность удела всех живущих. Над сюжетом «Калигулы» драматург работал с 1937, называя свою пьесу «трагедией счастливого человека»: в центре внимания была личная драма императора, а его преступления рассматривались как титанический вызов людям и богам. Война внесла коррективы в этот замысел: Камю переработал пьесу, значительно усилив тему сопротивления тирании.

Бунт против зла

Проблематика «Калигулы» имеет точки соприкосновения с «Кругом Бунта» (второй этап творчества), куда вошли роман «Чума» (1947), пьесы «Осадное положение» (1948) и «Праведные» (1949), а также философский трактат «Бунтующий человек» (1951). В этих произведениях главенствующим становится осознание долга перед «другими»: от констатации бессмысленности существования Камю переходит к анализу поведения человека, восстающего против зла, универсальным символом которого является чума. В романе болезнь предстает как бедствие, внезапно постигшее жителей маленького городка Оран в Алжире. В изолированном от мира сообществе раскрываются характеры людей, живущих под угрозой мучительной смерти: одни обретают себя в борьбе с болезнью и бесстрашно исполняют свой долг, другие думают лишь о собственной выгоде или безвольно покоряются судьбе. В «Осадном положении» Чуму олицетворяет унтер-офицер в черном мундире: с помощью секретарши-Смерти он превращает средневековый город в концлагерь новейшего типа. Пьеса написана по образцу испанских ауто (см. АУТО) и французских мистерий, отсюда сознательная условность времени действия и развязки: правлению Чумы приходит конец, как только находится человек, преодолевший страх перед смертью, и его жертвы достаточно для освобождения сограждан. Иначе раскрывается тема бунта в последней пьесе Камю. Историческая основа «Праведных» - убийство великого князя Сергея Александровича, организованное в 1905 группой Б. Савинкова (см. САВИНКОВ Борис Викторович). Камю специально изучал русский терроризм - эти материалы он использовал в очерке «Деликатные убийцы» (1948) и в трактате «Бунтующий человек» - однако в пьесе стремился устранить реальные приметы времени. Проблема революционной этики поставлена в плане извечного антагонизма цели и средств: герои «Праведных» во имя свободы готовы посягнуть на жизнь человека. Выход из противоречия драматург находит в позиции центрального персонажа: за жизнь великого князя он отдает собственную и воспринимает смертный приговор как искупление, поскольку отвергает тиранию «революционной пользы», которой можно оправдать любое насилие, бесчестье и даже личную выгоду. Философское осмысление этой коллизии дано в трактате «Бунтующий человек», где Камю четко формулирует, что «абсолютное отрицание» ведет ко вседозволенности и преступлениям. Противопоставление «бунта» (изначально присущего человеку) и «революции» (опасной утопии, ведущей к новым формам угнетения) вызвало негодование «левой» критики: наиболее резкие оценки принадлежат Сартру, который назвал бывшего друга «буржуа» - самое страшное оскорбление для французского интеллектуала тех лет.

Безжалостный самоанализ

К наиболее значительным произведениям третьего «круга» относятся роман «Падение» (1956) и сборник новелл «Изгнание и царство» (1957). В романе Камю фактически сводит счеты с экзистенциализмом, показывая «ложного пророка», который сначала был вполне уравновешенным мещанином, затем ощутил себя «абсурдным героем» и пришел к убеждению, что «неба нет», а на третьей стадии развития осознал эгоистическую сущность своей «гуманности», которая служила ему лишь для ублажения собственных прихотей. В новеллах Камю сделал попытку примирить потребность в абсолютной свободе с тяжкой необходимостью существовать в реальном мире: его герои - одинокие «изгнанники» в жизни - устремляются к морю и звездам как к вечным символам красоты.

Погиб 4 января 1960 в автомобильной катастрофе близ Вильблевена (Франция), направляясь на встречу с актрисой Марией Казарес. (см. КАЗАРЕС Мария)

Энциклопедия Кольера

КАМЮ Альбер (Camus, Albert)

АЛЬБЕР КАМЮ

АЛЬБЕР КАМЮ

(1913-1960), французский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957. Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г.Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г.Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, заканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Став студентом Алжирского университета, изучал философию, перебивался случайными заработками. Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из нее. Организовал самодеятельный театр, с 1938 занялся журналистикой. Освобожденный в 1939 от военного призыва по состоянию здоровья, в 1942 вступил в подпольную организацию Сопротивления "Комба"; редактировал ее нелегальную газету с тем же названием. Оставив в 1947 работу в "Комба", писал для прессы публицистические статьи, собранные впоследствии в трех книгах под общим названием Злободневные заметки (Actuelles, 1950, 1953, 1958). В 1953 Камю возвращается к театральной деятельности: ставит спектакли по собственным инсценировкам, в т.ч. Реквием по монахине (1956) У.Фолкнера, Бесы Ф.Достоевского (1954); готовится возглавить субсидируемый государством экспериментальный театр, чему помешала смерть в автомобильной катастрофе 4 января 1960. Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги - Изнанка и лицо (L'envers et l'endroit, 1937) и Брачный пир (Noces, 1938) - издал в Алжире. Его перу принадлежат романы Посторонний (L'tranger, 1942), Чума (La Peste, 1947) и Падение (La Chute, 1956); рассказы; пьесы Калигула (Caligula, 1944), Недоразумение (Le Malentendu, 1944), Осадное положение (L'tat de sige, 1948) и Праведные (Les Justes, 1950); лирические эссе; философские трактаты Миф о Сизифе (Le Mythe de Sisyphe, 1942) и Бунтующий человек (L'Homme rvolt, 1951); посмертно изданное собрание публицистики Злободневные заметки (Actuelles, 1961), а также предисловия, статьи и речи. Незаконченный автобиографический роман Первый человек (Le Premier homme), черновик которого был найден на месте гибели Камю, опубликован в 1994. Посторонний и Миф о Сизифе содержат основные ключи к философии Камю. Сознание Мерсо, героя Постороннего, пробуждается лишь к самому концу повествования, когда он оказывается перед лицом смертной казни за случайное, беспричинное убийство незнакомого араба. Прототип современного антигероя, он бесит судей неприятием их лицемерия и отказом признать собственную вину. В Мифе о Сизифе мифологический герой Сизиф начинает там, где кончил Мерсо. Боги приговорили его вечно катить на гору огромный камень, который, достигнув вершины, снова падает вниз, но Сизиф всякий раз упрямо начинает сначала, понимая всю бессмысленность своего труда. В этом сознании бессмысленности своих действий и заключается его победа. В романе Чума эпидемия бубонной чумы обрушивается на алжирский портовый город. Внимание автора сосредоточено на группе людей, которые, подобно Сизифу, сознают тщетность своих усилий и тем не менее продолжают работать не покладая рук, дабы облегчить страдания сограждан. В последнем романе Камю, Падение, респектабельный адвокат ведет бездумное существование, пока момент прозрения не обрекает его до конца жизни на сомнения и поиски самооправдания. Из пяти пьес Камю наибольший успех выпал на долю Калигулы. Своей жизнью и смертью Калигула доводит идею абсурда и бунта до вывода о полной несостоятельности своего выбора.

ЛИТЕРАТУРА

Великовский C.И. Грани "несчастного сознания": Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. М., 1973 Кушкин Е.П. Альбер Камю: Ранние годы. Л., 1982 Камю А. Посторонний. Чума. Падение. Рассказы и эссе. М., 1988 Камю А. Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки. М., 1990 Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. М., 1990 Камю А. Первый человек. Харьков, 1995

Полезные сервисы

камю альбер. camus. биография

Афоризмы

Камю (Camus) Альбер (1913 - 1960)

Камю Альбер. Camus.

Биография

Французский писатель, публицист, философ-экзистенциалист. Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в Мондови (Алжир), в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского университета. Занимался театральной и общественной деятельностью, сотрудничал с печатными изданиями левых партий. В 1934-1937 состоял в компартии. В 1938 переехал во Францию. Участник Движения Сопротивления: сотрудничал в подпольной газете "Комба" (Combat), которую возглавил после освобождения от немецкой оккупации. В 1957 стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Умер Альбер Камю 4 января 1960 - погиб в автомобильной катастрофе в городе Вильблевен (Франция).

Среди произведений Альбера Камю - эссе, рассказы, повести, романы, пьесы, публицистика: "Изнанка и лицо" (1937; сборник лирических эссе), "Бракосочетания" (1939), "Посторонний" (другое название - "Чужой"; 1942; повесть), "Миф о Сизифе" (1942; философское сочинение), "Письма к немецкому другу" (1943-1944), "Недоразумение" (1944; пьеса), "Калигула" (1944; пьеса), "Чума" (1947; роман-притча), "Осадное положение" (1948; мистерия), "Праведные" (1950; пьеса о русских эсерах), "Бунтующий человек" (1951; философско-идеологическое эссе), "Злободневные заметки" (3 тома; 1950-1958; публицистика), "Падение" (1956; повесть), "Изгнание и царство" (1957; сборник рассказов), "Шведские речи" (1958; по случаю присуждения Альберу Камю Нобелевской премии за 1957 год).

Полезные сервисы